По Временным правилам в Российской Федерации уже действительно установлены крупные штрафные санкции для аудиторов (подробный анализ которых несколько ниже, в последующих главах книги), вплоть до полного возмещения убытков, понесенных государством и проверяемым субъектом, при неквалифицированном выполнении аудита. Но критерии квалификации аудита пока не установлены.
Однако следует решительно возражать против попыток переложить на аудиторов ответственность за контроль над точным исчислением и поступлением в бюджет налогов от предприятий. Между тем в печати уже высказывались предложения, в соответствии с которыми надо освободить налоговую инспекцию от контроля за налогообложением юридических лиц, передав эти функции аудиторам, а самих аудиторов подвергать крупным штрафам в тех случаях, если налоговая инспекция и налоговая полиция предъявляют санкции к различным проверенным экономическим субъектам.
Независимая проверка аудиторами бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной и иной документации - это действительно их прямая задача, и она должна ими выполняться, в особенности по обязательному аудиту. А вот проверка налоговой отчетности и налоговых деклараций, а также других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, по мнению многих аудиторов, должна осуществляться преимущественно на основе иных специально заключаемых договоров. Попытки переложить на аудиторов обязанности по контролю и даже материальную ответственность за поступление налогов в бюджет без предоставления соответствующих прав вступают в противоречие со всей мировой практикой. Это противоречит
принципу независимости аудиторов и вообще может ликвидировать рынок аудиторских услуг в стране, что, безусловно, только дестабилизирует нынешнюю и без того сложную экономическую ситуацию.
Оказание аудиторских услуг должно базироваться на здоровой конкуренции между аудиторами и предприятиями как их клиентами. Она должна осуществляться главным образом на горизонтальных добровольных связях и отношениях. А налоговая инспекция должна следить за доходами и юридических, и физических лиц, обеспечивая полное и своевременное поступление платежей в бюджет по вертикали. Осуществление же упомянутых предложений о передаче контроля за налогообложением юридических лиц аудиторам в корне неверно. При подобной практике аудиторы превратились бы во внештатных сотрудников налоговых инспекций, к тому же не получающих из бюджета заработной платы за свою работу.
НОРМАЛЬ (от лат . normalis - прямой) к кривой линии (поверхности) в данной ее точке, прямая, проходящая через эту точку и перпендикулярная к касательной прямой (касательной плоскости) в этой точке.
ФЛОМАСТЕР (англ . flowmaster), инструмент для письма и рисования при помощи краски, стекающей из резервуара.
ЮРМАЛА (Jurmala) , город в Латвии, климатический и бальнеогрязевой курорт, между южным берегом Рижского зал. и р. Лиелупе. Образован в 1959 из городов Кемери, Слока и Юрмальского р-на Риги. Включает цепь населенных пунктов: Лиелупе, Булдури, Дзинтари, Майори, Дубулты (адм. ц.) и др. Через Юрмалу проходит электрифицированная железная дорога (14 ст.) Рига - Тукумс. 66,5 тыс. жителей (1990). Целлюлозно-бумажный завод; фабрики: "Техноинформ", художественных вязаных и галантерейных изделий; завод спортивных лодок и др. Исторический и художественный музей, Музей-дача латышского поэта Я. Райниса.