Эти показатели рентабельности продукции взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных её видов. В связи с этим при планировании ассортимента производной продукции учитывается, насколько рентабельность отдельных видов продукции будет влиять на рентабельность всей продукции. Поэтому важно сформировать структуру продукции в зависимости от изделия удельных весов изделий с большей или меньшей рентабельностью с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.
Рентабельность продукции в двух ее разновидностях исчисляется по формулам:
П П
Р=----------* 100 и Р= ---------* 100,
С п Ц п
где Р - рентабельность продукции, %;
П – валовая прибыль предприятия, руб.;
С п– полная себестоимость реализованной продукции, руб.;
Ц п– объем реализованной продукции в соответствующих ценах (за минимум налога на добавленную стоимость – НДС и акцизов), руб.
Тем не менее, факторы роста любого показателя рентабельности зависят от единых экономических явлений и процессов. Это, прежде всего:
· совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах;
· повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений;
· индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.
Важнейшим форматом роста рентабельности в нынешних условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно, - росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.
Снижение себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства.
К важнейшим фактором роста прибыли относятся: рост объема производства и реализации продукции; внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда; снижение себестоимости; улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь приведенных факторов.
Основной источник денежных накоплений предприятий – выручка от реализации, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.
Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру ее себестоимости. Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах. При рациональном изменении управления экономикой показатель выручки от реализации продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Дальнейший показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема реализованной продукции ( с учетом снижения остатков нереализованной продукции). Это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются большим спросом.
ЧЕРНИЧЕНКО Юрий Дмитриевич (р . 1929), российский государственный, общественный деятель, писатель. В 1950-е гг. сотрудник газет "Советская Молдавия", "Алтайская правда". В 1959-74 специальный корреспондент газеты "Советская Россия" и "Правда". В 1975-91 комментатор Центрального телевидения, ведущий популярной передачи "Сельский час". В 1989-91 народный депутат СССР. В 1993-95 депутат Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Председатель Крестьянской партии России. Автор книг, основной темой которых являются социальные проблемы деревни: "Антей и Бобошко" (1963), "Уравнение с неизвестными" (1974), "Умение вести дом" (1984) и др.
ФОТОРЕЗИСТЫ , органические материалы, чувствительные к оптическому излучению видимой и ультрафиолетовой области. Наиболее широко используются в микроэлектронике при создании искусственных спутников, запоминающих устройств и др. по методу планарной технологии для формирования заданного рельефного рисунка на поверхности полупроводника или диэлектрической основы перед ее легированием.
ХАППАЛАЕВ Юсуп Рамазанович (р . 1916), лакский поэт, народный поэт Дагестана (1966). Лирические сборники "Просторы любви" (1941), "Я песчинка с горы" (1969), "Мир вам" (1976), "Долг" (1982).