Лишившись дешевого и доступного банковского кредита, хозяйство, вполне естественно, пошло по пути наращивания коммерческого кредита в форме дебиторской и кредиторской задолженности. Однако этот коммерческий кредит столкнулся с отсутствием в хозяйстве тех форм, которые придали бы ему подвижность, мобильность, позволили бы временно свободным оборотным капиталам быстро переходить от одного хозяйства к другому, обслуживать хозяйственный оборот. Вместо цепочки расчетов возникла инертная масса неплатежей.
Сам факт огромной инертной массы дебиторской и кредиторской задолженности позволяют сделать три кардинальных вывода. Во-первых, в народном хозяйстве имеются ресурсы, которые могут быть реализованы и при определенных условиях пополнять оборотные средства. Во-вторых, необходимо возродить цивилизованные формы такой мобилизации – вексель и вексельное обращение. В-третьих, необходимо провести соответствующую корректировку кредитной политики, с тем, чтобы банковские ресурсы притекали в экономику, в частности, по каналам учета и переучета векселей. Отсюда следует и четвертый вывод – о переориентации (хотя бы частичной) эмиссионной политики Центробанка и политики рефинансирования на переучет векселей.
Теоретически существует, несколько путей решения проблемы
неплатежей, кроме внедрения коммерческого векселя и вексельного кредита. Это, прежде всего – прямой банковский кредит в оборотные средства.
Он рискован и может предоставляться под высокие проценты, не приемлемые для товаропроизводителей. Банковский кредит под обеспечение товарно-материальными ценностями извлекает из оборота эти ценности и тем самым замедляет хозяйственный оборот. Такая форма кредита приемлема в случае формирования больших сезонных запасов, но в других случаях она будет вызывать замедление оборота и еще большую потребность в оборотных средствах.
В отличие от прямого банковского кредита, вексельный кредит не нуждается в особом залоге и менее рискован, чем банковский кредит. В отличие от дебиторской задолженности, вексельный кредит не связывает оборотные средства кредиторов, ибо позволяет им расплачиваться векселями со своими поставщиками.
ЧЕТВЕРИКОВ Игорь Вячеславович (1909-87) , авиаконструктор. Спроектировал и построил несколько летающих лодок, в т. ч. складывающийся самолет для подводной лодки, на котором в 1937 установлено несколько мировых рекордов. Создатель также арктического самолета-разведчика, транспортной амфибии и др. С 1948 на преподавательской работе.
"ЕРМАК" , первый в мире ледокол, способный форсировать тяжелые льды (Россия). Название по имени Ермака. Водоизмещение 8730 т. Построен в 1899 по идее и под руководством С. О. Макарова. Совершил первое плавание в Арктику (1899; командир Макаров), достигнув 81 °28' с. ш. Участвовал в Ледовом походе Балтийского флота 1918, в работах по эвакуации станции "Северный полюс-1" (1938), в проводке судов через льды на Балтике (1941-45). В эксплуатации до 1963.
ЭЛЕКТРОСВАРКА , сварка, при которой свариваемые части нагреваются электрическим током. Различают электросварку дуговую и контактную.